Две команды - "Капелька" и "Ручеёк" " Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами …Ты самое большое богатство на свете ”. Антуан де Сент-Экзюпери.
Сегодня мы отмечали всемирный день воды. Какой замечательный и нужный праздник!
Четвероклассники из школы им.Пушкина пришли в библиотеку, чтобы поучаствовать в экологической игре-викторине "Вода - чудесный дар природы". Свои приветствия и задания им прислали сказочные герои - Нептун, Водяной и Снежная королева.
Веселая игра "Буль-буль" |
Ребята отвечали на вопросы о жителях подводного мира, отгадывали загадки, составляли обращения к рыбакам и туристам, учились экономить и беречь воду. Были у нас и веселые конкурсы, и танцевальные паузы, и релаксация под звуки моря.
Соревнуются "рыбаки" |
Танцевальный конкурс Чей кораблик лучше? |
После игры у ребят и учителя Качановой Е.В. хорошее настроение |
На прощание каждый участник получил приз.
Предлагаю сценарий мероприятия.
Вода –
чудесный дар природы
Экологическая
игра-викторина для младших школьников
Цель: показать необходимость воды для всего живого на
Земле.
Задачи: Закрепление понятия значения воды в природе и жизни
человека.
Развитие наблюдательности, творческих
способностей детей.
Воспитание любви к природе, привитие
навыков экономного расходования воды в домашних условиях.
Реквизит: 2 удочки с магнитами, монеты, емкость для воды,
бумага для изготовления корабликов, призы.
Аудиозаписи детских песен: «Облака», «Песня Водяного», «Виноватая
тучка», «Белые кораблики», «Танец маленьких утят», «Звуки моря».
Здравствуйте, ребята! 22 марта
отмечается праздник – всемирный день воды.
“ Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни
запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты
такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты
наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами …Ты самое
большое богатство на свете ”, - писал о воде Антуан де Сент-Экзюпери. А какая
бывает вода?
Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Есть даже вода тяжёлая,
А есть вода и весёлая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая,
Большая и малая,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная …
Ну, в общем, очень разная.
Да, вода бывает очень, очень разной. Она может быстро бежать в ручейке,
плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячими капельками
пара. Вот какая она разная.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.
В сказках описываются различные
волшебные существа, живущие в воде. Попробуйте их назвать. (Нептун, русалки,
водяной, золотая рыбка)
Мы получили несколько писем от волшебных
жителей воды. Прочитаем первое:
«Я
- непоседа, хлопотун,
Живу
в стране подводной,
Моя
фамилия – Нептун –
Известна
всенародно!
Мое
хозяйство не объять ни разумом, ни глазом…
А
рассержусь – морская гладь
Вдруг
всколыхнется разом!
И
– берегись тогда, фрегат,
Захлестнутый
волнами!
Сегодня
шторм, а завтра, брат,
Свирепое
цунами!»
Ох, что-то разгневался уважаемый Нептун.
Что же случилось? Почитаем дальше.
«Я
не сержусь, буль-буль, не гневаюсь. Просто скучно мне, буль-буль, все с
осьминогами, да морскими ежами, буль-буль. Да еще с рыбами всякими и прочими
морскими жителями. А мне хочется с детками, буль-буль, поиграть. Да искупать их,
буль-буль, в морской водичке».
Ребята, я думаю, что купаться еще
рановато, а вот поиграть с Нептуном мы можем. Он просит сыграть в игру, которая
так и называется «Буль-буль».
Знаете ли вы, кто живет в морском
царстве Нептуна? Знаете? Сейчас мы проверим. Я буду называть обитателей подводного
мира, а вы, если это действительно морской житель, поднимайте руки вверх и
говорите «Буль-буль», если нет, то молчим. Понятно? Начинаем.
Щука, мышка, кит, осьминог, швабра, дельфин, пеликан, водолаз, одуванчик, селедка, медуза,
лодка.
Молодцы! Знаете подводное царство. А
сейчас еще три вопроса Нептуна:
1. Пьют ли рыбы воду? ( Рыбы пьют совсем
мало воды. Они заглатывают ее, когда открывают рот, чтобы поесть. Так что, они
едят и пьют одновременно. Еще вода просачивается внутрь через крошечные отверстия
в коже рыб)
2. Почему вода в океане соленая, а в
реке пресная? (В океан соль приносят реки. Эта соль содержится в частичках
горных пород и почвах, которые реки забирают на своем пути. Океан никуда не
течет и поэтому он соленый. А реки наполняются новой водой от дождей, течение
уносит соль в океан, поэтому реки - не
соленые.)
3. Откуда берется дождь? (Испарившаяся
вода поднимается в небо, а воздух там холоднее, чем внизу. Этот холод
заставляет малюсенькие капельки воды соединяться сначала в большие тяжелые
капли, а потом в облака. Когда облако переполняется этими большими каплями, они
разъединяются и начинают падать на землю в виде дождя).
А
теперь загадки:
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (Река)
В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде. (Волны)
День и ночь кричит,
А голос не устаёт? (Водопад)
Кругом вода,
А с питьём беда. (Море)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (Роса)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)
Дождь прошёл, а я остался
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня. (Лужа)
Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь. (Болото)
Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака)
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О
берег бьётся.
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна -
И
горька и солона. (Море)
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые.
И бывает – иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой … (тучи)
Молодцы, ребята! Отличные бы из вас
получились моряки! В морях и океанах раньше часто тонули корабли с сокровищами.
Давайте проведем конкурс, кто больше соберет подводных сокровищ. (Дети с помощью удочек с магнитами
«вылавливают» монетки)
Читаем следующее письмо. От кого же оно?
О, здесь есть музыкальная открытка! (Звучит
«песенка Водяного»)
Что же он нам написал?
«Я
– повелитель таинственных вод, смотритель магических сосудов, верховный магистр
грибного и проливного дождя, кавалер ордена ночной грозы!
Если
не хочешь чихать и сморкаться,
Лекарство
глотать и микстуру,
Ты
должен холодной водой обливаться.
Да
здравствуют водные процедуры.
Если
желаешь быть грязным, чумазым, немытым,
Чтобы
причёска была как на грядке рассада,
То
ванна, баня, бассейн и душ должны быть забыты,
А
процедур, и особенно водных – не надо!
Если
ты хочешь быть сильным, здоровым и смелым,
Бодрым,
красивым, весёлым, умелым.
Должен
ты подружиться с водою,
Ну
и, конечно, со мною!»
Видите, ребята, как Водяной хочет с
кем-нибудь подружиться. Подружимся с ним? Да! Хорошо, читаем письмо дальше:
«Сегодня я был в гостях у одной реки, ранее
полноводной и чистой. Вот что с ней случилось. (“Жалобы реки” (отрывок) Роберт Бернс)
Здравствуй, человек!
Во мне остался только ил.
Небесный зной жестокий
Ручьи до дна пересушил,
Остановил потоки.
Живая быстрая форель
В стремительном полёте
Обречена попасть на мель,
Барахтаться в болоте.
Увы, ничем я не могу
Помочь своей форели
Она лежит на берегу
И дышит еле-еле.
Давно ли я у грозных скал
Бурлила и ревела,
И водопад мой бушевал,
Вскипая пеной белой!
Прошу, припав к твоим ногам,
Во имя прежней славы.
Ты посади по берегам
Кусты, деревья, травы.
Когда придёшь под сень ветвей
Плеснет, играя, рыба
И благородный соловей
Тебе споёт: «спасибо».
Пускай прохожего ольха
Манит своей прохладой,
А дуб укроет пастуха
От ливня и от града.
Пусть ёлки тянутся ко мне
Своей зубчатой тенью
И видят в ясной глубине
Верхушек отраженье.
Пускай берёз листва звенит
На каменных утёсах
И мой боярышник хранит
Певцов звонкоголосых.
Воду нужно беречь! Это должен понять и
запомнить каждый! Придумайте обращения к отдыхающим у воды людям, к рыбакам,
туристам. (Не загрязнять берега, не
бросать мусор в воду, не мыть автомобили в реке, не ломать прибрежные деревья и
кусты и т.д.)
Нет ничего более драгоценного, чем
чудесная, самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота”, - утверждали
бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Как еще можно беречь воду? (Не лить попусту, хорошо закрывать краны и
др.)
А
теперь веселая игра от Водяного. Слушайте внимательно, я буду задавать вопросы.
Если со мной вы согласны, повторяйте: «Это я, это я, это все мои друзья!»
Кто из вас купается, спортом занимается?
Кто из вас, скажите, братцы, забывает
умываться?
А
кто любит закаляться, водой холодной обливаться?
И
ещё один вопрос: кто себе не моет нос?
Ребята, так как Водяной очень дружит с
рекой, то он прислал нам речные загадки.
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. Ответ: лягушка
«Ухвачу-ка! Проглочу-ка!» —
Щёлкает зубами... щука
Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит:
«Я не остров! я же...» Ответ: кит
Ты со мной не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я — ... Ответ: осьминог
На мели сидит,
Усами шевелит,
А гулять пойдёт —
Задом наперёд. Ответ: рак
Не хожу и не летаю,
А попробуй, догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни! Ответ: рыба
Драчун и забияка
Живёт в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит. Ответ: ерш
В воде она живёт,
Нет клюва, а она клюёт. Ответ: рыба
На окошке — пруд,
В нём рыбёшки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков. Ответ:
аквариум
Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. Ответ: сом
Хата — не хата,
Окнами богата,
Есть куда влезть,
Да некуда вылезть. Ответ: сеть, невод
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. Ответ: вода
С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт. Ответ: водопад
Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи...
Нет опоры для ноги. Болото
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. Ручей
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зелёная.
Молодые берёзки
Свои перед ним
Поправляют причёски.
И
месяц, и звёзды -
В
нём всё отражается...
Как это зеркало называется? Ответь: пруд
Он без рук, он без ног.
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. Ответ: родник
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А
пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. Ответ: роса
А сейчас танцевальная пауза. Дети танцуют
под песенку «Провинилась тучка».
У меня есть еще одно письмо. Оно от
женщины, которая живет далеко на Севере, в сверкающем замке, среди снегов и
льдов. И сама она очень холодная, хотя и очень красивая. Кто это? Правильно,
Снежная королева. «Здравствуйте, ребята!
Сердце у меня, правда, ледяное, холодное. Но в душе я добрая королева. Кстати,
нет ли среди вас мальчика по имени Кай и девочки по имени Герда? (Ответы детей)
Жаль. Эта противная Герда умудрилась украсть у меня Кая, а я так любила его, вы
знаете эту историю? С тех пор я хожу по свету, ищу Кая».
- Не понимаю, почему Снежная королева
вспомнила о нас? Мы ведь не о сказках говорим, а о воде. У нас сегодня праздник
воды!
«Так
я, по-вашему, не имею отношения к воде? Это и мой праздник! Из чего сделаны мои
сверкающие замки? Из чего сотканы белоснежные ковры, укрывающие вечно холодные
стены и полы моего дворца? Правильно, из снега и льда! А почему я такая
холодная? Я тоже из снега и льда. А что такое снег и лед? Догадались? (Ответы детей).
В царстве дальнем, царстве белом
Среди снега, среди льдин
Я живу как королева,
Холод – спутник мой один!
Снег искрится, снег сверкает,
Радуя меня красой,
Никогда он не растает,
Даже летом и весной.
В моем доме всюду стужа,
Я владею царством льда,
И везде снежинки кружат,
Лед, снежинки – все вода!
Не боитесь поиграть со Снежной
королевой? Она прислала нам загадки:
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (Снег)
В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено. (Прорубь)
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А
возьмёшь - вода в руке? (Снежинки)
На дворе переполох:
С
неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У
неё теперь ангина. ( Град)
Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лед)
Забралась на карниз,
Нос повесила вниз.
На ночь слёзы прячет,
А
на солнце плачет. (Сосулька)
Бел, да не сахар, Не колючий,
светло-синий (Иней)
Ног нет, а идёт? По кустам развешан
…(Снег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно … (Лёд)
Детки сели на карниз
И растут всё время вниз. (Сосульки)
Ох, и заморозила нас Снежная королева!
Давайте немного согреемся, потанцуем! (Звучит «Танец маленьких утят»)
Какие вы молодцы! Скажите, где бывает
больше всего воды? Да, в морях и океанах. Давайте ненадолго закроем глаза и
послушаем шум моря. (Звучит запись «Звуки моря»)
Ребята, среди шума волн вы слышали и
чьи-то голоса. Как вы думает, чьи? Это голос дельфина, самого умного морского
животного, большого друга человека. Кто может рассказать о нем? (Рассказы
ребят). Они спасают тонущих моряков, дружат с людьми. Когда люди узнали этих
животных, то полюбили их и издали такой закон: никогда не охотиться на
дельфинов.
Если мы опустимся в море глубоко, почти на самое дно, то там сможем
увидеть самое большое морское животное, которое глубже всех ныряет. Кто это?
(Кашалот). Однажды у берегов Америки испортилась телеграфная связь. Решили, что
порвался кабель, который проложили по дну океана. Приплыли корабли с кранами и
лебедками. Стали кабель из океана поднимать – тянули, тянули, вытянули и
ахнули! В нем запутался огромный кашалот. Вот он какой ныряльщик – самый лучший
– на целый километр под воду уходит! Никто так глубоко не ныряет.
А
сейчас конкурс для будущих покорителей морей и океанов. Нужно смастерить из
бумаги кораблики, а мы пустим их на воду
и посмотрим, чей лучше продержится. (Дети делают кораблики, пока звучит песня
«Белые кораблики»)
Вот и подошла к концу наша встреча.
Много мы сегодня о воде узнали. Так почему мы называем воду «чудесным даром»? (Ответы детей)
В природе путешествует вода.
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд.
Растает -
и снова в поход
По горным вершинам,
Широким равнинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождями вернётся.
Вокруг оглянитесь,
В
природу вглядитесь…
Нас окружает везде и всегда
Эта волшебное чудо – вода!
( Подводятся итоги викторины,
награждаются победители)
Комментариев нет:
Отправить комментарий