Добро пожаловать! Спасибо, что посетили этот блог! Станьте нашим постоянным читателем!
КаленДАРь - праздник на каждый день

среда, 20 марта 2013 г.

"Вода - чудесный дар природы" (сценарий)

Две команды - "Капелька" и "Ручеёк"
" Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами …Ты самое большое богатство на свете ”. Антуан де Сент-Экзюпери.
Сегодня мы отмечали всемирный день воды. Какой замечательный и нужный праздник!  
 Четвероклассники из школы им.Пушкина пришли в библиотеку, чтобы поучаствовать в экологической игре-викторине "Вода - чудесный дар природы". Свои приветствия и задания им прислали сказочные герои - Нептун, Водяной и Снежная королева.
Веселая игра "Буль-буль"
Ребята отвечали на вопросы о жителях подводного мира, отгадывали загадки, составляли обращения к рыбакам и туристам, учились экономить  и беречь воду. Были у нас и веселые конкурсы, и танцевальные паузы, и релаксация под звуки моря.


Соревнуются "рыбаки"
Танцевальный конкурс


Чей кораблик лучше?
После игры у ребят и учителя Качановой Е.В. хорошее настроение
На прощание каждый участник получил приз.
Предлагаю сценарий мероприятия.


Вода – чудесный дар природы
Экологическая игра-викторина для младших школьников
Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.
Задачи: Закрепление понятия значения воды в природе и жизни человека.
Развитие наблюдательности, творческих способностей детей.
Воспитание любви к природе, привитие навыков экономного расходования воды в домашних условиях.
Реквизит: 2 удочки с магнитами, монеты, емкость для воды, бумага для изготовления корабликов, призы.
Аудиозаписи детских песен: «Облака», «Песня Водяного», «Виноватая тучка», «Белые кораблики», «Танец маленьких утят», «Звуки моря».

Здравствуйте, ребята! 22 марта отмечается праздник – всемирный день воды.
“ Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами …Ты самое большое богатство на свете ”, - писал о воде Антуан де Сент-Экзюпери. А какая бывает вода?

Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Есть даже вода тяжёлая,
А есть вода и весёлая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая,
Большая и малая,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная …
Ну, в общем, очень разная.

   Да, вода бывает очень, очень разной. Она может быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячими капельками пара. Вот какая она разная.


Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.

В сказках описываются различные волшебные существа, живущие в воде. Попробуйте их назвать. (Нептун, русалки, водяной, золотая рыбка)
Мы получили несколько писем от волшебных жителей воды. Прочитаем первое:
«Я - непоседа, хлопотун,
Живу в стране подводной,
Моя фамилия – Нептун –
Известна всенародно!
Мое хозяйство не объять ни разумом, ни глазом…
А рассержусь – морская гладь
Вдруг всколыхнется разом!
И – берегись тогда, фрегат,
Захлестнутый волнами!
Сегодня шторм, а завтра, брат,
Свирепое цунами!»

Ох, что-то разгневался уважаемый Нептун. Что же случилось? Почитаем дальше.
«Я не сержусь, буль-буль, не гневаюсь. Просто скучно мне, буль-буль, все с осьминогами, да морскими ежами, буль-буль. Да еще с рыбами всякими и прочими морскими жителями. А мне хочется с детками, буль-буль, поиграть. Да искупать их, буль-буль, в морской водичке».
Ребята, я думаю, что купаться еще рановато, а вот поиграть с Нептуном мы можем. Он просит сыграть в игру, которая так и называется «Буль-буль».
Знаете ли вы, кто живет в морском царстве Нептуна? Знаете? Сейчас мы проверим. Я буду называть обитателей подводного мира, а вы, если это действительно морской житель, поднимайте руки вверх и говорите «Буль-буль», если нет, то молчим. Понятно? Начинаем.
Щука, мышка, кит, осьминог, швабра, дельфин,  пеликан, водолаз, одуванчик, селедка, медуза, лодка.

Молодцы! Знаете подводное царство. А сейчас еще три вопроса Нептуна:
1. Пьют ли рыбы воду? ( Рыбы пьют совсем мало воды. Они заглатывают ее, когда открывают рот, чтобы поесть. Так что, они едят и пьют одновременно. Еще вода просачивается внутрь через крошечные отверстия в коже рыб)
2. Почему вода в океане соленая, а в реке пресная? (В океан соль приносят реки. Эта соль содержится в частичках горных пород и почвах, которые реки забирают на своем пути. Океан никуда не течет и поэтому он соленый. А реки наполняются новой водой от дождей, течение уносит соль в океан, поэтому реки -  не соленые.)
3. Откуда берется дождь? (Испарившаяся вода поднимается в небо, а воздух там холоднее, чем внизу. Этот холод заставляет малюсенькие капельки воды соединяться сначала в большие тяжелые капли, а потом в облака. Когда облако переполняется этими большими каплями, они разъединяются и начинают падать на землю в виде дождя).

 А теперь загадки:
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море.   (Река)

В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде.     (Волны)

День и ночь кричит,
А голос не устаёт?    (Водопад)

Кругом вода,
А с питьём беда.   (Море)

Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.    (Ручеёк)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.    (Роса)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.   (Дождь)

Дождь прошёл, а я остался
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня.   (Лужа)

Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь.   (Болото)

Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.   (Облака)

Шириною широко,
 Глубиною глубоко,
 День и ночь
 О берег бьётся. 
Из него вода не пьётся,
 Потому что не вкусна -
 И горька и солона.  (Море)

По небесам оравою
Бредут мешки дырявые.
И бывает – иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …    (тучи)
Молодцы, ребята! Отличные бы из вас получились моряки! В морях и океанах раньше часто тонули корабли с сокровищами. Давайте проведем конкурс, кто больше соберет подводных сокровищ.  (Дети с помощью удочек с магнитами «вылавливают» монетки)

Читаем следующее письмо. От кого же оно? О, здесь есть музыкальная открытка! (Звучит  «песенка Водяного»)
Что же он нам  написал?
«Я – повелитель таинственных вод, смотритель магических сосудов, верховный магистр грибного и проливного дождя, кавалер ордена ночной грозы!

Если не хочешь чихать и сморкаться,
Лекарство глотать и микстуру,
Ты должен холодной водой обливаться.
Да здравствуют водные процедуры.
Если желаешь быть грязным, чумазым, немытым,
Чтобы причёска была как на грядке рассада,
То ванна, баня, бассейн и душ должны быть забыты,
А процедур, и особенно водных – не надо!
Если ты хочешь быть сильным, здоровым и смелым,
Бодрым, красивым, весёлым, умелым.
Должен ты подружиться с водою,
Ну и, конечно, со мною!»
Видите, ребята, как Водяной хочет с кем-нибудь подружиться. Подружимся с ним? Да! Хорошо, читаем письмо дальше:
 «Сегодня я был в гостях у одной реки, ранее полноводной и чистой. Вот что с ней случилось. (“Жалобы реки” (отрывок) Роберт Бернс)

Здравствуй, человек!
Во мне остался только ил.
Небесный зной жестокий
Ручьи до дна пересушил,
Остановил потоки.
Живая быстрая форель
В стремительном полёте
Обречена попасть на мель,
Барахтаться в болоте.
Увы, ничем я не могу
Помочь своей форели
Она лежит на берегу
И дышит еле-еле.
Давно ли я у грозных скал
Бурлила и ревела,
И водопад мой бушевал,
Вскипая пеной белой!
Прошу, припав к твоим ногам,
Во имя прежней славы.
Ты посади по берегам
Кусты, деревья, травы.
Когда придёшь под сень ветвей
Плеснет, играя, рыба
И благородный соловей
Тебе споёт: «спасибо».
Пускай прохожего ольха
Манит своей прохладой,
А дуб укроет пастуха
От ливня и от града.
Пусть ёлки тянутся ко мне
Своей зубчатой тенью
И видят в ясной глубине
Верхушек отраженье.
Пускай берёз листва звенит
На каменных утёсах
И мой боярышник хранит
Певцов звонкоголосых.

Воду нужно беречь! Это должен понять и запомнить каждый! Придумайте обращения к отдыхающим у воды людям, к рыбакам, туристам. (Не загрязнять берега, не бросать мусор в воду, не мыть автомобили в реке, не ломать прибрежные деревья и кусты и т.д.)
Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота”, - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Как еще можно беречь воду? (Не лить попусту, хорошо закрывать краны и др.)
 А теперь веселая игра от Водяного. Слушайте внимательно, я буду задавать вопросы. Если со мной вы согласны, повторяйте: «Это я, это я, это все мои друзья!»
 Кто из вас купается, спортом занимается?
 Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
 А кто любит закаляться, водой холодной обливаться?
 И ещё один вопрос: кто себе не моет нос?

Ребята, так как Водяной очень дружит с рекой, то он прислал нам  речные загадки.
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.   Ответ: лягушка

«Ухвачу-ка! Проглочу-ка!» —
 Щёлкает зубами... щука

Остров с пальмой водяной,
 Поздоровайся со мной!
 Он обиженно пыхтит:
 «Я не остров! я же...»    Ответ: кит

Ты со мной не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я — ...     Ответ: осьминог

На мели сидит,
Усами шевелит,
А гулять пойдёт —
Задом наперёд.     Ответ: рак

Не хожу и не летаю,
А попробуй, догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни!     Ответ: рыба

Драчун и забияка
Живёт в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит.     Ответ: ерш

В воде она живёт,
Нет клюва, а она клюёт.    Ответ: рыба

На окошке — пруд,
В нём рыбёшки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков.    Ответ:  аквариум

Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.    Ответ: сом

Хата — не хата,
Окнами богата,
Есть куда влезть,
Да некуда вылезть.  Ответ: сеть, невод

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.  Ответ: вода

С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт.    Ответ: водопад

Все обходят это место:
 Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи...
 Нет опоры для ноги.            Болото

Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.       Ручей

Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зелёная.
Молодые берёзки
 Свои перед ним
 Поправляют причёски.
 И месяц, и звёзды -
 В нём всё отражается...
 Как это зеркало называется?  Ответь: пруд

Он без рук, он без ног.
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. Ответ: родник

Утром бусы засверкали,
 Всю траву собой заткали,
 А пошли искать их днём,
 Ищем, ищем - не найдём. Ответ: роса

А сейчас танцевальная пауза. Дети танцуют под песенку «Провинилась тучка».

У меня есть еще одно письмо. Оно от женщины, которая живет далеко на Севере, в сверкающем замке, среди снегов и льдов. И сама она очень холодная, хотя и очень красивая. Кто это? Правильно, Снежная королева. «Здравствуйте, ребята! Сердце у меня, правда, ледяное, холодное. Но в душе я добрая королева. Кстати, нет ли среди вас мальчика по имени Кай и девочки по имени Герда? (Ответы детей) Жаль. Эта противная Герда умудрилась украсть у меня Кая, а я так любила его, вы знаете эту историю? С тех пор я хожу по свету, ищу Кая».
- Не понимаю, почему Снежная королева вспомнила о нас? Мы ведь не о сказках говорим, а о воде. У нас сегодня праздник воды!
«Так я, по-вашему, не имею отношения к воде? Это и мой праздник! Из чего сделаны мои сверкающие замки? Из чего сотканы белоснежные ковры, укрывающие вечно холодные стены и полы моего дворца? Правильно, из снега и льда! А почему я такая холодная? Я тоже из снега и льда. А что такое снег и лед? Догадались? (Ответы детей).
В царстве дальнем, царстве белом
Среди снега, среди льдин
Я живу как королева,
Холод – спутник мой один!
Снег искрится, снег сверкает,
Радуя меня красой,
Никогда он не растает,
Даже летом и весной.
В моем доме всюду стужа,
Я владею царством льда,
И везде снежинки кружат,
Лед, снежинки – все вода!

Не боитесь поиграть со Снежной королевой? Она прислала нам загадки:

Он всё время занят делом,
 Он не может зря идти.
 Он идёт и красит белым
 Всё, что видит на пути.  (Снег)

В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено.    (Прорубь)

Что за звёздочки сквозные
 На пальто и на платке,
 Все сквозные, вырезные,
 А возьмёшь - вода в руке?   (Снежинки)

На дворе переполох:
 С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
 У неё теперь ангина.          ( Град)

Мост - как синее стекло:
 Скользко, весело, светло.      (Лед)

Забралась на карниз,
 Нос повесила вниз.
 На ночь слёзы прячет,
 А на солнце плачет.         (Сосулька)

Бел, да не сахар, Не колючий, светло-синий (Иней)

Ног нет, а идёт? По кустам развешан …(Снег)

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно …      (Лёд)

Детки сели на карниз
И растут всё время вниз.    (Сосульки)
Ох, и заморозила нас Снежная королева! Давайте немного согреемся, потанцуем! (Звучит «Танец маленьких утят»)

Какие вы молодцы! Скажите, где бывает больше всего воды? Да, в морях и океанах. Давайте ненадолго закроем глаза и послушаем шум моря. (Звучит запись «Звуки моря»)
Ребята, среди шума волн вы слышали и чьи-то голоса. Как вы думает, чьи? Это голос дельфина, самого умного морского животного, большого друга человека. Кто может рассказать о нем? (Рассказы ребят). Они спасают тонущих моряков, дружат с людьми. Когда люди узнали этих животных, то полюбили их и издали такой закон: никогда не охотиться на дельфинов.
Если мы опустимся в море   глубоко, почти на самое дно, то там сможем увидеть самое большое морское животное, которое глубже всех ныряет. Кто это? (Кашалот). Однажды у берегов Америки испортилась телеграфная связь. Решили, что порвался кабель, который проложили по дну океана. Приплыли корабли с кранами и лебедками. Стали кабель из океана поднимать – тянули, тянули, вытянули и ахнули! В нем запутался огромный кашалот. Вот он какой ныряльщик – самый лучший – на целый километр под воду уходит! Никто так глубоко не ныряет.
 А сейчас конкурс для будущих покорителей морей и океанов. Нужно смастерить из бумаги кораблики, а мы пустим  их на воду и посмотрим, чей лучше продержится. (Дети делают кораблики, пока звучит песня «Белые кораблики»)
Вот и подошла к концу наша встреча. Много мы сегодня о воде узнали. Так почему мы называем воду  «чудесным даром»? (Ответы детей)
В природе путешествует вода.
 Она не исчезает никогда:
 То в снег превратится, то  в лёд.
 Растает -  и снова в поход
По горным вершинам,
 Широким равнинам,
 Вдруг в небо взовьётся,
 Дождями вернётся.
 Вокруг оглянитесь,
 В природу вглядитесь…
 Нас окружает везде и всегда
 Эта волшебное чудо – вода!

( Подводятся итоги викторины, награждаются победители)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...